воскресенье, 18 декабря 2016 г.

Другая Швеция

Покидать лапландские леса всего лишь через сутки было немного жаль. Помимо просто красивых лесов, озер и болот (да-да, болота очаровательны), здесь, в западной финской Лапландии, есть уникальная Аавасакса, при посещении которой мы в своё время были буквально ошарашены не столько «видами с высоты сопки», сколько российской историей. (Это сейчас, когда знания обременили сознание, такого эффекта не было бы). Здесь оставался и не вполне освоенный нами в прошлую поездку путь Мопертюи и отложенный на следующий раз. Еще есть «полковничий схрон», полазать в котором тоже оставалось в «списке невыполненных дел». В этом путешествии на обратном пути мы планировали переночевать на Аавасаксе и, соответственно, всё успеть. Желание «потупить» в Лохиярви оказалось сильнее, но пока мы об этом не знали.

Граница между Швецией и Финляндией проходит по реке Торнионйоки (Турнеэльвен в шведском звучании) и пересечь её можно в нескольких местах. 


Наш переход границы был на уровне городов Юлиторнио (Финляндия) – Эвертурнео (Швеция). 

Река здесь самая настоящая северная: широкая, многоводная, мощная. И безумно красивая.

Впервые я увидела Швецию именно здесь. Меня тогда обескуражило, что она совсем не соответствовала моим представлениям об этой стране. Совсем!

Те же разбросанные среди деревенских пейзажей красные деревянные домики, что и в Финляндии, невыразительная городская застройка. Обращала на себя внимание бОльшая запущенность, чем в Финляндии. Но значительно лучше, чем у нас. То же самое и с дорогами. Увидеть канонический лик Швеции удалось много позже в Стокгольме. Королевской Швеции, европейской Швеции. Но Европа — это не только города и замки, а вид столицы значительно отличается от глубинки не только у нас.

Что ж, будем знакомиться со Швецией, далёкой от викингов и королей. И начнём с фермы Мартина (Мartingården).

Находится она в местечке Nybyn (66°22'6"N 22°50'28"E) и позиционируется как краеведческий музей или фольклорный центр. 

Как музей, она имеет определённые часы работы, которые успешно были найдены нами перед поездкой на одном из сайтов, но в реальности всё было закрыто, и не было ни души ни здесь, ни в обозримом пространстве. 

Оставалось ограничиться внешним осмотром.

Предполагаю, что это жёрнов. 
Глядя на него, успокаиваю себя: «Всё перемелется, мука будет», потому что самое интересное осталось за закрытыми дверями. Мы ехали сюда, чтобы посмотреть в «естественных условиях» шведское крестьянское рококо, или так называемую «тыквенную живопись» - Kurbitsmalning. Это стиль росписи, который использовался в народном творчестве Швеции при украшении домашней утвари, предметов домашнего интерьера и прочих деревянных изделий. «Тыквенным» его называли, главным образом, из-за преобладания желтого и коричневого в цветовой гамме. Позже мотивы становятся более сложными, и, на мой взгляд, фон чаще синий. Причем, мне очень нравится, этот «шведский синий» (не знаю, как он правильно называется). Вот не удержалась притащила в клювике домой из поездки. Теперь на кухне глаз радует. 

Нельзя сказать, что мы не знакомы с их цветочными орнаментами c корнями из Швеции, для этого необязательно ехать так далеко, можно просто сходить в домик Петра I в Петербурге. 

На ферме Мартина, если полагаться на описание, побогаче будет. Правда, и ремесло в этом районе Швеции начнёт развиваться только в середине XVIII в., хотя именно Överkalix прославится им. Överkalix – город, до которого останется доехать менее 10 км, но пока я не оставляла попытки посмотреть хотя бы в окно. 
Герань. Пожалуй, ничто у меня так не ассоциируется с окном сельского дома, как этот цветок. Осмотримся еще.

Мы в Швеции?

Ладно, двигаемся дальше. Впереди у нас Tallvik, точнее Русская православная церковь и культурный центр Sirillus. http://www.sirillus.se/index.htm

Как остаться равнодушным, увидев луковичку-купол так далеко от родной земли?

И церковь и культурный центр неотделимы друг от друга, а еще они образуют единое пространство  с домом Моники и Бенгта Похьянен, которыми и были созданы. 

Это неслучайно, здесь чувствовалась удивительная гармония Веры, Надежды и Любви.

Бенгт Похьянен – поэт, писатель, историк. Некогда он был лютеранским пастором, но пришел к православию, принял его и стал православным священником. Теперь он отец Венедикт, настоятель Свято-Преображенского храма, строительство которого получило благословение патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Моника – его жена, художник, иконописец, она создаёт иконы для храма. Я размышляла прежде, чем написать, и все-таки на первое место поставила слово «жена», потому что сердце покоряет царящая здесь атмосфера. Взаимопонимания, гостеприимства, лучащейся радости. Моника пишет иконы и картины, Бенгт пишет прозу и стихи, но чаще всего в разговоре звучит слово «мы». (Впрочем, как шёл разговор у мужчин не знаю, они что-то больше об истории обсуждали). 

Как можно прийти в столь далёком и, можно сказать, изолированном от общения краю к другой вере, мировоззрению? Конечно, в первую очередь, через литературу. И через музыку.


Ритм путешествия диктует двигаться дальше, уже по пути я безжалостно (вру, с жалостью) вычеркиваю, куда мы не попадем. 
Lillberget  (Координаты:  66°19'23"N 22°49'45"E) – деревня каменного века, является воспроизведением поселений людей, живших в этих местах 6000-лет тому назад. Деревня состоит из семи полуподземных жилищ разного размера. Накануне мы одну уже видели, так что достаточно. Жаль, потому что место, наверно, красивое, на берегу реки.

В Överkalix, конечно, заедем, у нас через него маршрут проложен, а вот посидеть в кафе уже не придётся: обедать еще рано, а осуществлять мой корыстный план уже поздно. А план был прост: оставить Карпиннена с чашкой кофе и папиросой наслаждаться мирной жизнью, а самой быстренько смотаться в церковь, удовлетворить любопытство (любознательность). Специально и симпатичное кафе рядом с храмом нашла заранее. Церковь построена во время II мировой войны, и хотя некоторые элементы внутреннего убранства имеют намного более  старинную историю, заинтриговало меня описание алтаря: «Алтарь изображает Вознесение. В картине видны только одиннадцать учеников, двенадцатый, Иуда, покрашены позади алтаря». Впервые такое встречаю, но я не знаток в этом. Интересно посмотреть, как это сделано технически, однако в большей степени меня заинтересовало: а, действительно, в наших храмах Иуду изображают? Ответ даёт википедия: В византийско-русской иконографии Иуда Искариот обычно повернут в профиль, как и бесы, чтобы зритель не встретился с ним глазами. 
Других остановок мы не планировали, а Золотого петушка на шпиле пришлось смотреть из окна машины. Вообще, то что в Швеции на шпилях церквей изображают петухов меня не то, чтобы удивляет, но любопытство вызывает. То ли дело у нас Ангел (вновь вспоминаю  родной город). Всё понятно. Но искать ответ на этот вопрос я не тороплюсь, знаю, сам придёт. А пока каждый раз думаю про Сказку о Золотом петушке.

Чтобы все-таки увидеть город – весь и сразу – направляемся к югу, на холм Brännaberget. Полагаю, его название можно перевести как Пожарная гора, и он известен, как отличная обзорная площадка. Вид на город и окрестности, и правда, отличные. Только, к сожалению, приближающаяся  непогода давала о себе знать: всё было в тумане. Не слишком плотном, чтобы нельзя было полюбоваться, однако на фотографиях вышло размыто. Это самая приличная.

Видно, что весь город буквально окружен водой.
А за этими соснами на восточном склоне теоретически можно видеть земли до Торнионйоки, а за ней  и финскую территорию. Практически, надо еще подняться на деревянную вышку.

Еще об одном напишу, хотя делать это не очень и хочется. Приятнее, когда всё изящно и красиво.  Из информации найденной перед поездкой: Концертная площадка на горе Brännaberget известна по всей Швеции. С давних времен здесь проводят концерты, танцевальные и развлекательные программы с участием знаменитых артистов. Еще звучат имена исполнителей: ABBA, Boppers, Lill-Бабс, Arja Saijonmaa, Motörhead. Нас этим заманить было нельзя, к счастью. Тем не менее, увиденное превзошло всё мыслимое.

Такой Швеции мы еще не видели, а дальше по курсу  - Тракторный музей, ради которого наш курс отклонялся довольно здорово на юг, т.е. в обратную сторону от генерального направления.

Идея мне не очень нравилась изначально, как-то не очень мне по вкусу тракторная тема, но для поддержания паритета что не сделаешь. 

От музея шведской техники, пусть и тракторов, я ожидала несколько иного. 

Глядя на эти сокровища, я не переставала дёргать Карпиннена, приговаривая: «Поехали, этого и у нас можно насмотреться. В любой деревне и без всякого музея». 

День еще не был закончен, на некоторых шведских дорогах нас еще не раз постигало удивление. Потому вид машины к концу дня вызвал только улыбку. По бездорожью мы не ездили! 

Зато сколько стереотипов за этот день было разбито.

Комментариев нет:

Отправить комментарий