вторник, 16 августа 2016 г.

«А я еду за туманом»

Наше путешествие года (2016) – Финляндия, Швеция, Норвегия. Описание в трёх вздохах. Или в четырёх.




- Опять в Норвегию? – безропотно вздыхаю я.
- Конечно. Без вариантов.


Два года назад мы начали с Нордкапа, и потихоньку двигаемся к западу. На этот раз нам предстоит сдвинуться еще западнее, почти достигнув «топового» места массового туризма – Лофотенских островов (можно сказать, достигнув). 

NB Вопрос, были ли мы на Лофотенах или нет, остаётся открытым и зависит от того, как на это посмотреть. Лофотенские острова - это целый архипелаг, находящийся совсем близко от материковой части Северной Норвегии. Настолько близко, что путешествовать по ним можно совсем не спускаясь на воду, а, напротив, поднимаясь по многочисленным мостам.





Считается, что название Лофотен происходит от древнескандинавского "лапа рыси", якобы по причине сходства очертаний Лофотенского архипелага со "стопой" этого очаровательного хищника. Я внимательно рассматриваю карту: нет, воображения не хватает...


Что-то здесь не то. По-моему, если и правда, что "лапа рыси", то по какой-то другой причине.
Но карта мне нужна не только для объяснения этого лингвистического казуса, а, в большей степени, чтобы расставить точки над "и", что относится к Лафотенам, а что нет. Правда, мне это так и не удалось, т.к. смотреть в серьезных географических справочниках не стала. В прочих же источниках трактовки разные: как на приведенной карте, где помимо вытянутой вдоль материкового побережья группы островов (Лофотенская "стена") включены острова Хиннойя, Лангойя, Андойя (наверно, правильно произносить "ё", а не "о") и пр., так и без северных островов, а только западная часть, которую сравнивают с хребтом рыбы или кита. На позвоночник точно похоже.


Туристическая организация Норвегии точно разделяет Лофотены и Вестеролен. Так что до Лофотен мы чуть не дотянули. С другой стороны, по моему, у них же: Lødingen -
Heart Of Lofoten.


Но мои вздохи не об этом.
Вздох первый. Потому что ясно, что дорога будет исчисляться тысячами км (в итоге она составила 4,5 тыс.). 


- Тебе что, сидишь и сидишь себе на пятой точке, - возражает дочь на мою попытку поплакаться ей в жилетку.
Пытаюсь оправдываться:
- Я же за дорогой слежу!
И, правда, смотрю в оба глаза. В основном сканирую обочины на предмет наличия оленей, чтобы предупредить заранее.


Один особенно наглый меня даже напугал. То, что он не уходил с дороги не редкость. Своим поведением они порою транслируют:  «Вам надо проехать, так это ваши проблемы». Но этот демонстрировал: «Моё терпение кончается, пойду на таран».  Вблизи его сфотографировать не удалось - не до того было. Ему же отдам должное: он явно защищал даму сердца, которая равнодушно взирала со стороны на его самоотверженный подвиг.


Еще одна забота «рядом сидящего, по сторонам глядящего» периодически восклицать: «Ах, какая красота! Давай остановимся». 


Если в финской Лапландии мы тормозили всё же чаще из-за оленей, то в Норвегии – из-за захватывающих дух видов. 


К выполнению своих обязанностей я относилась ответственно, в результате чего скорость нашего перемещения была не столь велика, как того требовал целенаправленный подход. 
Таким образом, наше путешествие заняло две недели, из них на Норвегию пришлось около недели.

Причина для следующего вздоха: столь скоротечные летние дни предстоит провести не в разомлевшем состоянии под лучами южного солнца, или хотя бы не очень южного солнца и в не совсем разомлевшем состоянии, но, по крайней мере, в тепле и комфорте. Нет, нам это не грозит. Погодой Норвегии меня не обмануть. Мы отправлялись в путь без иллюзий относительно тёплых солнечных деньков в середине лета: выпадут – порадуемся. Мой небольшой жизненный опыт подсказывает, что выпадают они равновероятно и в середине лета, и в конце, и в начале осени. По крайней мере, температурно-солнечный рекорд был зафиксирован нами в начале октября. 
В этот раз перед поездкой, укладывая тёплые, почти зимние вещи (несмотря на то, что за окнами почти +30), я мурлыкала: «А я еду, а я еду за туманом». Ожидания оправдались.


Буду объективна: погода испортилась еще дома. Мы выезжали из Петербурга на дачу в +28 (вечером!), а через день – с дачи в Финляндию – в +15 (в 9 утра). Дождь решил стать нашим верным попутчиком в этом путешествии. Но попутчик он был неплохой, ни разу не испортив наших пешеходных планов. Нет, пару раз было, но оба раза то, что мы не пошли, оказалось во благо, т.к. успеть всё равно было нереально. 
Единожды довелось попасть в ТАКОЙ туман, о каком раньше я представления не имела. К сожалению, отразить на фотках я его не смогла, по крайней мере, в реальности выглядело далеко не так радужно.


Мы специально остановились на берегу озера, я объясняла: чтобы посмотреть достопримечательности. 


На самом деле, мне было не очень-то до них, хотелось перевести дух. Дело было в горах, дорога не слишком широкая, и я впервые смогла оценить насколько нужная вещь - разметка дороги!

Пасмурное небо  и туман значительно скрадывали «краски дня», зато значительно обогатили знанием того, как значительно меняются фьорды при ярком солнце. Вода приобретала какие-то немыслимые цвета и оттенки, а совсем недавно всё выглядело сурово и величественно.



Следующие две фотографии одного и того же фьорды сделаны почти в одном и том же месте. 



Заканчивая этот вздох, замечу, что температурный режим во время нашей поездки составил от +7 до + 18. Кто там летом от жары изнывает?

Вздох третий, и тоже не без причины: о семейном  бюджете. Он каждый раз безмерно страдает, но переносит стоически и молча. Иногда говорю я, но не очень громко, чтобы никто не передумал. 
Выскажу крамольные мысли. Если по существу, то отдых в Норвегии не настолько уж дороже, чем в других скандинавских странах, если не перекладывать заботы о себе на плечи других. Подороже, конечно, особенно учитывая, что бензин дороже, а без него, ну, никак. В целом, мне подход  норвегов (позволю себе вольность их так называть, как-то больше соответствует их нордическому характеру) даже импонирует. Не могу сказать, что нравится, поскольку я там в роли туриста, который вынужден оставлять там свои «кровные». Подход прост: хочешь, чтобы тебя обслуживали – плати, и немало. Считаешь, что сам не барин, и нелениво приготовить себе еду или пойти любоваться красотами самостоятельно  – пожалуйста. Многие маршруты размечены (не ахти, правда, как), но денег за то, что там бродишь, никто не берёт. 
Для привыкших к пляжному отдыху – бесплатные пляжи с мелким песочком. Впрочем, без лежаков.


Что уж там вздыхать о мелочах, когда ждёт безмерно красивый край.
Мне хотелось бы обойтись без пафосных фраз типа «безмерно красивый» или «дух захватывает», но тогда описание собственных впечатлений будет неточным, всё равно как об океане говорить, как о луже. Так получается, что Норвегия, если уж легла на сердце, то всё внимание перетягивает на себя.  Что не вполне справедливо, т.к. тихие радости Большого пути хоть и менее красочны и не так восторженно воспринимаются, но так хочется ради них задержаться. 
Однако впереди определенная цель  - это о. Андойя (Норвегия). Цель неслучайна, т.к. у побережья этого острова водятся самые настоящие киты, посмотреть которых очень хочется. Тем не менее, маршрут, выбранный нами, - не самый короткий путь до выбранной цели, хотя далеко мы не уклоняемся, но и не отказываем себе в удовольствии «исследовать» ранее неизведанные земли. Наш маршрут не оптимален, поскольку многие места, где он должен бы проходить «по уму», нам уже знакомы, а наш путь удлиняется за счёт очередной загогулины. Да и личные пристрастия «имеют место быть»: лапландские леса прямо-таки затягивают в свои дебри, и мы отдали предпочтение им вместо более короткого и с хорошей дорогой пути вдоль Ботнического залива. 

Таким образом, маршрут получился следующий:
Финляндия: Иматра – Куопио – Кеми – Тервола – Оверторнио (там пересекли границу со Швецией)
Швеция: Оверкаликс – Йоккмокк – Елливаре – дальше по дороге Е10 на север и в Норвегию.
Норвегия: Нарвик – и дальше на север до Стейва, где обосновались в кемпинге на 3 ночи. 
На обратном пути заехали в Харстад, а вот дальнейший маршрут пришлось несколько изменить от запланированного, т.к. на Е10 шел весьма солидный ремонт и возвращаться по ней совсем не хотелось. Поэтому мы еще немного поколесили по внутренним территориям Норвегии и через Шиботн въехали  сразу в Финляндию. Дальше двигались на юг, правда, отклоняясь на восток еще в Лапландии. 
                               
Могу вздохнуть еще один раз: очень хочется отправиться в такое путешествие снова.



2 комментария:

  1. Достойный километраж, красивые места, кроме тумана и солнечная погода выпала = хороший отпуск. Поздравляю с очередной Норвегией и попутными интересностями!

    ОтветитьУдалить