понедельник, 20 июня 2016 г.

Люди, Ау! Один вечер в Лапландии

В первую половину дня, даже если двигаться по прямой, мы преодолели только около четверти пути.



Поход по магазинам в Пелло значительно выбил из временного графика, но не критически, так что это еще не означало экономии на том, ради чего ехали – полюбоваться красотой северной природы. В Колари это, конечно,  Торнионйоки.


Длина этой реки— 565 км.  В большей части по ней проходит граница со Швецией, в шведском варианте звучит как Турнеэльвен. Если быть точным, то в финском варианте до Колари – Торнионйоки, а дальше на север – Муонионйоки. Для постороннего может быть и не вполне ясно, что речь идёт об одной и той же реке. Для тех же, кто уже знаком с финским названием дорог, такое деление неудивительно. Река – это ведь та же дорога, или Путь, как её здесь называют.


Именно это река объясняет, почему маршруты путешественников пару веков назад, пролегали здесь. Проезжая сухопутная дорога была только до Юлиторнио, а дальше сами-сами, как можете. Это сейчас не проблема. А раньше только по воде. Как пробираться без дороги мы вскоре смогли узнать.


Воодушевленные тем, что вполне удачно смогли найти Пакасайво, отправились на поиски Kuerlinkat – целых два водопада на реке Kuerjoki. Правда, после утреннего захода не обольщались по поводу того, что собой может представлять водопад. 
Речка течёт недалеко от деревни Äkäslompolo. Координаты у нас были, навигатор нас куда-то привёл, но куда было абсолютно непонятно. Мой подготовленный маршрут ясности не вносил: « Присоединяйтесь Kuerlinkkojen довольно удобно на машине, которая должна быть оставлена в близлежащий Aavahelukantielle Kuersuvannontien близко к переправе. Это потому, что много водопад Kuersuvannontie не всегда исправным». И где все эти невыговариемые названия мы могли увидеть на местности? Дома какие-то были, но людей не было видно. Сейчас мне кажется, что приехали мы правильно, но тогда как-то заторопились, и вместо того, чтобы отправиться пешком на поиски водопада, решили вернуться по дороге, чтобы найти хоть что-нибудь. Нашли нечто типа конной школы, а там уже и живого человека. Нам объяснили, где оставить машину и как пройти. 


К сожалению, из 2-х имеющихся водопадов мы отправились к ближайшему, тогда как более доступный и более впечатляющий? (поскольку там было сужение реки) остался в стороне. 


Идти по крутому склону весьма сложно.



Шума от переката воды было много, но это был тот случай, когда много шума из ничего.


Или почти из ничего.


Так что с «водопадом» всё ясно. Не могу сказать, что я сильно «заморочена» на вопросах экологии, в том плане, что, живя в городе, который является не только «музеем под открытым небом», но и крупным промышленным центром, и при этом переживать о качестве воздуха, воды, еды просто смертельно опасно, т.е. с этой самой жизнью несовместимо. Тем не менее, подобно тысячам горожан, отправляясь на прогулку в парк, а уж в леса Ленинградской области тем паче, представляю какое благое дело совершаю для организма, измученного CO, примесями Pb и других тяжелых металлов. Но могут ли наши зеленые лёгкие нейтрализовать все прелести большого города? (Риторический вопрос). Так вот, если верить статистическим данным, в провинции Колари площадью более 2,5 тыс. кв.км нет ни одного промышленного предприятия!!! Зато есть огромный национальный парк Юллас-Тунтори. Поэтому при нахождении здесь живительная сила чистого лапландского воздуха вам будет обеспечена. 

Дальше едем без остановок. Или почти без остановок. Не прошло и получаса, как пришлось тормозить.

В первый момент показалось, что стоят чучела, которых нередко можно встретить на дорогах Лапландии у сувенирных магазинов.
Ан нет.



Причем, стояли как караульные у флага.


Игра в гляделки закончилась убедительной победой этих красавцев Севера, просто потому что им на нас было абсолютно наплевать. Из моих размышлений: на длинной дистанции всегда выигрывает более равнодушный.


Заодно посмотрели, что за деревушка Äkäslompolo.



Дело в том, что мы не стали возвращаться на трассу, чтобы добраться до места назначения кратчайшим и более быстрым путем.



Напротив, хотелось иметь возможность останавливаться, чтобы впитывать, пропускать через себя окружающие пейзажи.


 Чтобы спокойно любоваться раздольной красотой этих мест.




Здесь и слова никакие не нужны.




А через некоторое время становятся не нужны и мысли.


Впрочем, пока не доехали до Кааресуванто.  Лозунг: «Люди, ау» можно было оставить.


«Rajabaari» переводится как «приграничный бар». И неспроста. Фактически, здесь граница со Швецией. Точнее, граница как шла, так и идёт вдоль реки, но на машине её не очень-то пересечешь, а здесь построен мост. Если с финской стороны населённый пункт называется Кааресуванто, то со шведской – Каресуандо. По идее, единое поселение (в основном, саамов и финнов) было разделено государственной границей в начале 19 века, и практически сожжёно фашистами в середине века двадцатого. 


Цена на бензин явно выше, чем была в Колари.  
Нам оставалось еще немного проехать.


Чтобы встретить на берегу Муонионйоки начало моего Дня рождения, на которое запланировано «восхождение» на гору. Моё первое восхождение. Надо же когда-то начинать… 


Комментариев нет:

Отправить комментарий